Но ведь их было трое. Трое стариков с лопатами. А теперь четверо. Значит, подключился еще один? Что ж, ничего удивительного. В Резиденции стариков хватает. Четверо стариков - по одному с каждой стороны ямы - молча ковыряют лопатами землю. Взбалмошный ветер задирает им полы пальтишек, но они, похоже, сильно от этого не страдают. Раскрасневшись на морозе, все тюкают и тюкают лопатами по земле. Один так разогрелся, что скинул пальто и повесил на ветку.
В комнате теплеет. Я сажусь за стол, беру аккордеон, растягиваю меха. И замечаю, что эта вещь изготовлена гораздо искуснее, чем мне показалось вначале. Кнопки и меха повыцвели, но лак на деревянной панели, в основном, уцелел, и причудливый узор - зеленая трава на лугу - почти полностью сохранился. Изящное изделие прикладного искусства, а вовсе не инструмент для практических нужд. Меха задубевшие, но растягиваются легко. Ясно, что к нему очень давно никто не прикасался. Кто были его хозяева и как он попал в Город, мне уже никогда
... Читать дальше »
Офису старика повезло ненамного больше, чем моей злосчастной квартирке. Весь пол был усеян документами, столы перевернуты, сейф взломан и выпотрошен, из шкафов с корнем выдраны ящики, а на раздавленном в щепки диване покоился платяной шкаф со вспоротым брюхом, из которого разноцветными кишками вывалилась одежда Профессора и его внучки. При этом ее вещи - все до единой! - действительно были розовыми. Всех оттенков: от лиловатого до почти кремового.
- Кошмар! - покачала она головой. - Они пробрались сюда снизу, из Подземелья.
- Кто? Жаббервоги? - уточнил я.
- Да нет. Жаббервоги так близко к земле подниматься не любят, а если и поднимаются, то оставляют после себя запах.
- Запах?
- Такой неприятный запах - рыбы и болотной тины... Нет, это не жаббервоги. Я думаю, это те же, кто поработал у тебя в квартире. Те же приемчики, если приглядеться.
- Похоже на то, - согласился я и еще раз осмотрел помещение. С полпачки канцелярских скрепок,
... Читать дальше »
Очень четко я понимал лишь одно: так вышло, что я все-таки предал Систему. И если об этом узнают, - а рано или это произойдет, - меня, как и предсказывал клерк, просто-напросто сотрут в порошок. Никто даже не посмотрит на то, что мне пришлось соврать под угрозами.
Пока я думал об этом, опять разболелась рана. Я отыскал телефонный справочник, вызвал такси и решил поехать в больницу. Прижимая к животу полотенце, натянул поверх него легкие штаны попросторнее. Напяливая кроссовки, согнулся - и почувствовал такую боль, точно мое тело распиливали пополам. Какое все-таки жалкое существо человек, если так мучается от паршивой ранки глубиной в два-три миллиметра. Ни обуться не может как следует, ни сбежать вниз по лестнице.
Спустившись на лифте, я вышел на улицу, присел на бордюр у подъезда и стал дожидаться такси. На часах полвторого. Два с половиной часа с момента, когда эта чертова парочка выломала мне дверь. Надо же: а казалось, прошло часов десять, не меньше.
Не говоря уж о том, что из-за вашей манеры ходить в гости меня, чего доброго, выселят из этого дома.
Пока гости высаживали дверь, я натянул спортивные трусы, футболку, сунул в карман нож, сходил в туалет и помочился. Достал из сейфа магнитофон, нажал на "экстренный сброс" и стер содержимое кассеты. Затем пошел на кухню, достал из холодильника картофельный салат, банку пива и сел завтракать. Я знал, что на балконе есть лесенка пожарного выхода. Ничто не мешало сбежать, если б захотел. Но я слишком устал, чтобы куда-то бегать. К тому же, побег ни черта бы не решил. Мои проблемы (а точнее, чьи-то проблемы, в которые меня втянули) громоздятся перед носом одна мрачнее другой, и я больше не могу решать их в одиночку. Давно уже пора встретиться с кем-нибудь и обсудить все лицом к лицу.
Итак. Я получаю заказ от ученого, спускаюсь в подземную лабораторию и конвертирую некие данные. Заодно получаю в подарок череп единорога и несу его домой. Вскоре приходит инспектор службы г
... Читать дальше »
Мы сидим на полу хранилища, опираясь на стену, и смотрим на черепа. Те смотрят на нас и безмолвствуют.
- Если ты чувствуешь очень сильно - значит, с тобою что-то случилось совсем недавно, - рассуждает она. - Попробуй вспомнить, что происходило с тобой, когда твоя тень начала терять силу. В цепочке событий и спрятан ключ. Ключ ко мне и к моей истории.
Я сижу на холодном полу, закрыв глаза, и вслушиваюсь в напряженное молчание черепов.
- Сегодня утром шесть стариков копали яму у меня под окном. Я так и не понял, кого они собирались в ней хоронить. Но яма была очень большая. Меня разбудил звон лопат о мерзлую землю. Казалось, они копают яму у меня в голове. А потом выпал снег, и яму занесло.
- Еще что-нибудь...
- Мы с тобой ходили на Электростанцию. Это ты знаешь сама. Смотритель рассказал мне о Лесе. И показал, как ветер из-под земли превращается в электроэнергию. Ветер выл жутко и тоскливо. Точно дул со дна Преисподней. Смотритель был моло
... Читать дальше »
- Но когда потеряешь себя, приходит покой... Глубокий покой, какого ты никогда не испытывал прежде. Помни об этом.
Я молча кивнул.
- Я, кстати, слышал о твоей тени, - говорит Полковник, подбирая хлебом остатки рагу на тарелке. - Говорят, твоя тень совсем плоха. От еды ее тошнит. Третий день с койки не встает. Кажется, долго не протянет. Ты бы сходил, повидал ее, если не противно. Уж она-то, я понял, ищет с тобою встречи.
- Да, наверное... - бормочу я, изображая легкое замешательство. - Мне-то не противно. Но позволит ли Страж?
- Когда тень умирает, хозяин имеет право с ней встретиться. Так заведено. Для Города смерть тени - большое событие. Даже Страж не может вмешаться. Да и зачем ему...
- Ну, что ж. Сходить, что ли, прямо сейчас? - словно бы размышляю я, выдержав паузу.
- Давай. Дело нужное. - Старик похлопывает меня по плечу. - Как раз успеешь, пока дорогу не замело. Все-таки для человека нет ничего ближе тени. Простишься с не
... Читать дальше »
В таком виде он еще не содержит никакого смысла. Чтобы в нем появился смысл, его нужно отредактировать. Как и любой сценарий. Мы накапливаем сцены, фрагменты и эпизоды. Режем, клеим, что-то выбрасываем, что-то оставляем. И в итоге получаем Сюжет.
- Сюжет?
- А чего ты удивляешься? Лучшие музыканты переводят свое сознание в звуки, художники - в краски и формы, писатели - в слова. Вот и здесь так же. При этом, поскольку это перевод, абсолютно точной передачи, само собой, не происходит. Конечно, даже через самые яркие и отчетливые картинки мы не постигнем чужого сознания в целом. Но бо?льшую часть сознания мы улавливаем, и это действительно очень удобно. Кроме того, поскольку само это редактирование не имеет практической цели, идеальная точность здесь и не требуется. Я занимаюсь этим просто для удовольствия.
- Для удовольствия?
- До войны я работал помощником режиссера в кино, и набил руку на подобном занятии - выстраивать порядок из хаоса. Благодаря
... Читать дальше »
Не всякий захочет совмещать такое с женой и детьми.
- А у вас что случилось?
- Я сначала развелся, а потом стал конвертором. Так что работа тут ни при чем.
- Вон как... - задумалась она. - Вы извините, что странные вопросы задаю. Просто я впервые вижу живого конвертора. Столько всего спросить хочется...
- Да ради бога, спрашивай, - пожал я плечами.
- Вот, например, я слышала, что у конверторов после работы резко повышается сексуальная активность. Это правда?
- Ну, как сказать... Может, и правда. Все-таки на работе конвертор использует свои нервы очень своеобразно.
- А с кем же вы потом спите? Есть постоянная любовница?
- Постоянной нет, - ответил я.
- Но тогда с кем же? Вас не интересует секс? Или вы гомосексуалист? Или просто отвечать не хотите?
- Да нет, почему же, - пожал я плечами. Я, конечно, не очень люблю болтать о своей личной жизни, но и скрывать что-либо причин не вижу. Если спрашиваю
... Читать дальше »
Я постукал пальцами по губам, пытаясь собраться с мыслями. Нужен какой-то выход. Нужно распутать эти узлы до того, как меня утащит на дно.
- Ты сказала, придет конец света. В каком смысле? С какой стати и каким образом миру придет конец?
- Не знаю. Так сказал дед. Мол, если бы в самом деде сидело то, что сидит внутри вас, конец света давно бы уже наступил. А он на такие темы не шутит. Сказал, что придет конец света, - значит, так оно и будет. В буквальном смысле.
- Не понимаю, - задумался я. - Что это значит? Ты уверена, что запомнила правильно? Может, он сказал: "свет погаснет", или "мир перевернется"?
- Нет, именно так. "Наступит конец света".
Я снова постучал пальцами по губам.
- И что же, этот... конец света как-то связан со мной?
- Да. Дед считает, что в вас спрятан ключ. Вот уже несколько лет он исследует ваше сознание, пытаясь его найти.
- Тогда попробуй вспомнить побольше, - попросил я. - Он ничего не го
... Читать дальше »
- Черт знает что! - повторил я. - Неужели ничего нельзя сделать? Насколько я уже втянут в ваш кавардак?
- Какой кавардак? В твоей голове? - уточнил Профессор.
- Ну конечно, где ж еще? - сказал я. Можно подумать, бывает еще какой-нибудь кавардак. - Как сильно вы уже испоганили мне мозги?
- По моим расчетам, перемычка В расплавилась часов шесть назад. "Расплавилась" - образное выражение. Это, конечно, не значит, что мозги плавятся. Просто...
- Просто меня заклинило на третьей цепи, а вторая цепь отмерла?
- Именно так. Как я говорил, твой мозг уже наводит мосты, порождая новые и новые воспоминания. Фабрика Грез в глубине твоей психики начинает перестраиваться. Пытаясь дотянуться до поверхности сознания, она выпускает отростки - каналы или сосуды, которые опутывают все вокруг.
- Значит, перемычка А уже перестала работать как надо, и из Фабрики Грез начала утекать информация?